Восьмой год Госдума не исполняет в полном объеме постановления Конституционного суда 2008 и 2011 г.г., разрешающие регистрацию пребывания («прописку») в садовых домах, признанных в установленном порядке жилыми, как на землях поселений, так и сельскохозяйственного назначения. Причин задержки может быть множество. Предположим, что основной является опасение, что россияне массово ринуться регистрироваться в своих садовых домах, и это создаст ненужные проблемы. Так, осенью 2013 г. депутаты Московской областной думы оценили количество людей, желающих прописаться на дачах, в 25% от общего числа садовых участков. Покажем, что данная оценка не реалистична на горизонте минимум в 10 лет.

Представим прописку на даче как сложное событие, происходящее при пересечении 4-х независимых элементарных событий. Вероятность сложного события (Р) есть произведение вероятностей независимых событий (рi).

Первое событие – наличие в садоводствах пригодных для постоянного проживания домов, которые могут быть признаны по актам муниципалитетов жилыми домами. В соответствии с опросом ВЦИОМ, произведенным среди 1600 городских респондентов 1 июня 2014 г., 8% ответили, что имеют загородный или дачный дом, пригодный для постоянного проживания. Опросы предыдущих лет показывали сходные данные. В обследовании не делалось разграничения между деревенскими домами, коттеджами, дачами и садовыми домами, поэтому число пригодных для круглогодичного проживания садовых домов будет еще меньше. С запасом в сторону завышения количества регистрирующихся на даче примем р1 = 0,08 (8%, по опросу).

Второе событие – доля садоводов, для которых смена места регистрации не влияет на размер льгот или готовых от льгот отказаться при смене городской прописки на дачную. К первой группе относятся жители районных центров и других маленьких городов и поселков. Ко второй – дачники из мегаполисов, которые при прописке в сельской местности существенно теряют в социальном обслуживании, например, москвичи – доплату к пенсии и лечение в хорошей поликлинике. При примерно равном соотношении садоводов из мегаполисов и небольших городов и поселков и готовности 50 % (завышено умышленно для максимизации оценки) жителей магаполиса потерять льготы, вероятность второго события р2 =0,75 (0,5+0,5/2)(75%).

Третье элементарное событие – потребность садовода в прописке на даче. Для подавляющего числа российских садоводов загородный дом – не единственное жилье. Как правило, есть еще и квартира в городе, соответственно нужды в прописке в другом месте – нет. Жить можно там, где хочется, а быть зарегистрированным, там, где выгоднее. Возможно, садоводов, нуждающихся в прописке 1-5%, примем с многократным запасом -25% .Тогда, р3 =0,25.

Четвертое событие – лояльность муниципалитетов к собственникам при признании садовых домов жилыми. Не так просто выполнить в полном объеме все требования к жилому дому /1/,/2/.Например, по достаточности электрической мощности, высоте жилых помещений (2,5 м, в теремах наших зодчих может быть меньше) или гидроизоляции сточной ямы, не говоря про: « в газифицированных районах также и газоснабжение». Всегда можно что-то «придумать», чтобы не принять дом, скажем, - «отсутствие у сельской администрации полномочий на присвоение почтового адреса для домов, находящихся вне населенных пунктов» (www.1tv.ru/news/other/244042) . Налоги в местный бюджет садоводы платят вне зависимости от того, где они зарегистрированы, а вот просить, хотя бы и в перспективе, что-то из транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры – только, если они «местные». Поэтому ожидать от муниципалитетов теплого отношения не приходится. Однако, оценим вероятность р4 = 0,9 (90%,«распростертые объятия»).

Тогда, вероятность регистрации садовода на даче в течении первоначального периода времени (не менее 2-3 лет с момента появления такого права): Р = р1 х р2 хр3 х р4= 0,08х0,25х0,75х0,9= 0,0135 (1,35%). Поскольку в этом приближенном расчете мы завышали все рi , больше похоже на истину количество прописывающихся на даче в годовом исчислении в первоначальный период 0,3-0,5% . Вряд ли, реконструкция имеющихся домов или строительство новых могут создать поток больше, чем это ожидается по уже построенным домам, поскольку перечисленные ограничивающие факторы не исчезнут и усугубятся финансовыми затратами.

Таким образом, в течение ближайших 10 лет на дачах могут прописаться ориентировочно 3-5% садоводов или 450-750 тыс. семей.

Сегодня зона обеспечения государственными услугами почтовой связи, скорой медицинской помощи, продовольственного снабжения и т.п. территориально распространяется только на населенные пункты, так должно и оставаться. Граждане должны и могут действовать ответственно и без иждивенчества. Совершенно не обоснованы в этой связи опасения, что, если гражданин где-то прописан, то для него должны быть здесь построены: школа, больница, вытрезвитель, психиатрическая лечебница и паспортный стол. Государству такая ноша явно не по силам, и граждане не должны на это рассчитывать. Если вы и ваши дети – «садоводы», пожалуйте учиться, лечиться, прописываться и т.п. в подведомственное поселение, своим ходом. Как нам кажется, граждане согласны на такие условия общественного договора по этому вопросу. А страшилки про подлых и неразумных людей, которые во вред себе, своим детям или родителям поселятся сами или кого-то выселят в садоводство, и будут стоять с протянутой к государству за помощью рукой, придумывают люди, которые всеми силами стараются сохранить институт прописки. Пока это им удается.

Разрешение прописки на даче – мера качественная, расширяющая наши права и возможности, но не порождающая заметных социальных и экономических последствий.

Автор: Геннадий Савинов, Заместитель генерального директора по развитию Агентства недвижимости «Истра-Город», 15.02.2016

Источники:

  1. Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. (Принято Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47.)
  2. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ УСЛУГИ "ПРИЕМ ДОКУМЕНТОВ И ВЫДАЧА РЕШЕНИЙ О ПРИЗНАНИИ ПОМЕЩЕНИЯ ЖИЛЫМ, ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ ПРИГОДНЫМ (НЕПРИГОДНЫМ) ДЛЯ ПРОЖИВАНИЯ, МНОГОКВАРТИРНОГО ДОМА АВАРИЙНЫМ И ПОДЛЕЖАЩИМ СНОСУ (РЕКОНСТРУКЦИИ), О СООТВЕТСТВИИ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ УСТАНОВЛЕННЫМ ТЕХНИЧЕСКИМ НОРМАМ И ПРАВИЛАМ",Утвержден постановлением Главы Истринского муниципального района от 04.10.2012 года No 4013/10.

Примечание автора 22.07.2017: Материал будет актуален в течение ближайших 5-10 лет с даты публикации.