Оформление излишек земли

Найти

Новые предложения

По мере того как в государственный кадастр недвижимости (ГКН) будут вноситься сведения о различных видах зон охраны и санитарной защиты в районе расположения земельных участков, их собственникам все чаще придется сталкиваться с ограничениями в использовании недвижимости. Это связано с тем, что после внесения в ГКН границ упомянутых зон ограничений, они становятся «видимыми» и, следовательно, явными к учету при всех относимых операциях с участками и находящейся на них недвижимостью, например, при предоставлении участков, строительстве объектов, реконструкции, отчуждении, экологических мероприятиях и пр.

 

Самые распространенные ограничения связаны с близостью водоемов, инженерных коммуникаций (линий электропередач, газопроводов, кабелей, пр.), памятников культуры, особо охраняемых природных и других объектов.

Рассмотрим ограничения в получении в собственность и хозяйственном использовании земельных участков и строений, находящихся в водоохраной зоне, рыбоохранной зоне и зоне санитарной защиты источников питьевого водоснабжения.

 Участок в водоохраной зоне

Основным нормативно-правовым актом в области охраны и использовании водных объектов является новый Водный кодекс (ВК) РФ, введенный в действие 1 января 2007 г./1/ С принятием нового ВК РФ границы водоохранных зон устанавливаются непосредственно этим федеральным законом. По сравнению с ранее действовавшим ВК 1995 г., новый документ устанавливает водоохранные зоны меньшего размера и содержит меньше запретов на хозяйственную деятельность в водоохранных зонах.

В соответствии со статьей 65 /1/ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

 В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

 За пределами территорий городов и других населенных пунктов ширина водоохранной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от местоположения соответствующей береговой линии (границы водного объекта), а ширина водоохранной зоны морей и ширина их прибрежной защитной полосы - от линии максимального прилива.

Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:

1) до 10 км - в размере 50 м;

2) от 10 до 50 километров - в размере 100 м;

3) от 50 км и более - в размере 200 метров.

Для реки, ручья протяженностью менее 10 км от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере 50 м.

Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 кв. км, устанавливается в размере 50 м. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока.

Ширину водоохраной зоны основных рек Истринского района Московской области см. во Врезке 1.

Ширина водоохранной зоны моря составляет 500 м.

Имеются особенности установления границ водоохраной зоны о. Байкал, рек с набережными, рек в закрытых коллекторах, магистральных или межхозяйственных каналов.

Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет 30 м для обратного или нулевого уклона, 40 м для уклона до 3-х градусов и 50 м для уклона 3 и более градуса.

Ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере 200 м независимо от уклона прилегающих земель. Например, ширина прибрежной защитной полосы и водоохраной зоны Истринского водохранилища совпадают и составляют 200 м.

 В границах водоохранных зон запрещается:

1) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;

2) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;

3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;

4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;

5) размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (с исключениями), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;

6) размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов;

7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод;

8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (с исключениями).

 В границах водоохранных зон допускается: проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. Под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления истощения вод в ст.65 /1/понимаются:

1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения;

2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод;

3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса;

4) сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.

В отношении территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, размещенных в границах водоохранных зон и не оборудованных централизованными сооружениями для очистки сточных вод, до момента их оборудования такими сооружениями и (или) подключения к системам, допускается применение приемников, изготовленных из водонепроницаемых материалов, предотвращающих поступление загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду. Другими словами, СНТ и пр.объединения в водоохранных зонах, не имеющие (не подключенные к) централизованной системы(е) канализации, должны сливать свои стоки в баки и вывозить стоки ассенизационными машинами.

 В границах прибрежной защитной полосы дополнительно к ограничениям, указанным выше для водоохраной зоны, запрещается:

1) распашка земель;

2) размещение отвалов размываемых грунтов;

3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

 Как можно заметить, ограничения по использованию земельного участка, находящегося в водоохраной зоне, вполне приемлемы для «обычного» собственника, - не занятого скотоводством, земледелием, добычей полезных ископаемых или мойкой автотранспорта…

 Земельные участки в водоохраной зоне не изъяты из оборота и не ограничены в обороте. Строительство на них допускается как в водоохраной зоне, так и на береговой защитной полосе, со сбором стоков после очистки в централизованных или локальных очистных сооружениях (ЛОС).

Исключение составляет береговая полоса (ст. 6 /1/) - полоса земли вдоль береговой линии (границы) водного объекта общего пользования, которая предназначается для общего пользования, в частности - для свободного прохода. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 м, а для каналов, рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более 10 км – 5 м. В соответствии с частью 8 ст. 27 Земельного кодекса приватизация земельных участков в пределах береговой полосы запрещена.

Следует помнить, что отсутствие в сведениях ГКН о земельном участке ограничений, связанных его расположением в водоохранной (как, впрочем, и в другой зоне охраны), не означает, что ограничения нет. Просто собственники, покупатели недвижимости, равно как и контролирующие органы, обращали на это раньше меньше внимания в силу отсутствия сведений об ограничениях в основных документах. Кадастр постепенно заполняется зонами охраны, пока это сделано, наверно, не более чем на треть, но процесс идет.

В завершении данного раздела остановимся на важном практическом вопросе: каким требованиям должны отвечать локальные установки очистки стоков, чтобы они были одобрены санитарными врачами для установки в водоохраной зоне? Удовлетворяют ли этим требованиям всем известные «Топасы» и т.п.

Основным документом, регламентирующим условия сброса сточных вод в водные объекты, являются санитарные правила и нормы /2/.Все модели ЛОС «Топас» по данным сайта компании, выпускающей эти установки, по сертификатам соответствия, действовавшим до 2015 г., удовлетворяли санитарным правилам /2/. По-видимому, здесь какое-то лукавство. Сертификаты соответствия не содержали каких-то указаний на схемы сброса вод после установки в водоем (непосредственно, через поля фильтрации, после доочистки, обеззараживания и т.п.). В то же время, как на сайте компании «Топас» /3/, так и во множестве других статей по очистке воды строений, находящихся в водоохраной зоне, однозначно говорится, что непосредственный сброс в водоем возможен только после обеззараживания сточных вод от всех ЛОС. Обеззараживание может производится мощной ультра-фиолетовой лампой, хлорированием, озонированием. Например, цена установки УФЧ-обеззараживателя для ЛОС «Топаз 5-20» составляет 41,5 тыс. руб.

Таким образом, можно полагать, что нахождение участка только в водоохраной зоне не создает существенных затруднений в приобретении, пользовании и распоряжении недвижимостью, находящейся в ней, не считая несколько увеличенных затрат на экологические мероприятия. Однако, водоохранная зона – не самый страшный «зверь», куда больше проблем порождает расположение участка в санитарно-защитной зоне источников питьевого водоснабжения.

 Врезка 1. Водоохранные зоны для основных рек Истринского района МО (протяженность рек – по Википедии)

Река: Истра/ Малая Истра/ Маглуша/ Песочная

Протяженность реки, км: 113/48/40/24

Водоохранная зона, м: 200/100/100/1002. Участок в рыбоохранной зоне

 Рыбоохранные зоны и их границы устанавливаются Федеральным агентством по рыболовству в целях сохранения условий для воспроизводства водных биологических ресурсов. Порядок установления рыбоохранных зон, ограничения осуществления хозяйственной и иной деятельности и особенности введения таких ограничений в рыбоохранных зонах установлены Постановлением правительства № 743 2008 г. /4/.

 Для простоты запоминания можно обратиться к известной миниатюре Аркадия Арканова, в которой у лектора был текст о профилактике ревматизма среди новорожденных, а надо было рассказать о проблеме в клубе бухгалтеров. Там персонаж просто заменял слово «новорожденный» на «бухгалтер» («булгактер», как он произносил).

Так вот, то, что было сказано в п.1 об ограничениях хозяйствования в водоохранных зонах, в соответствии с /4/ почти дословно применяется к рыбоохранным зонам. Даже с существенным послаблением: ограничения осуществления хозяйственной и иной деятельности в рыбоохранных зонах (аналогичные запретам для воодоохранной зоны), в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.01.2016 N 11 вводятся после при принятии Федеральным агентством по рыболовству решения об установлении рыбоохранных зон. Возможно, логика данного послабления в том, чтобы Агентству по рыболовству не дублировать работу по охране водоемов в целом (через водоохранные зоны). Если уж так получается, что рыбоохрана – это включенный случай водоохраны (может ли быть иначе?), целесообразно сосредоточится на защите тех водоемов, где реально есть рыба и другие биоресурсы, и только здесь специализированному ведомству по рыбоохране тратить ресурсы на установление зон, инспекторов, информационные знаки и пр.

 Таким образом, рыбоохранные зоны, если они установлены отдельными решениями Агентства по рыболовству, совпадают с водоохранными зонами и защитными береговыми полосами, не создают дополнительных ограничений по приобретению и использованию недвижимости, находящейся вблизи водоемов.

 3. Участок в зоне санитарной охраны (ЗСО) источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения

Вначале напомню, что водоохранные зоны (см. п 1) и зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения – это «две большие разницы». Часто эти термины отождествляют и соответственно ошибаются, поскольку в последних - ограничения по хозяйственной деятельности гораздо существеннее, вплоть до запрета любого строительства, не связанного с водоснабжением, запрета предоставления участков в таких зонах в собственность, а в некоторых случаях и возможность изъятия их у владельцев (прекращения прав аренды, отказ в регистрации прав собственности на участки и расположенные на них строения).  Далее для краткости будем называть соответствующие водоемы источниками питьевого водоснабжения.

  • 3.1.Приоритет чистой воды. Ограниченность участков в оборотеСтатья 37 ВК РФ /1/ устанавливает приоритет использования водных объектов для питьевого  водоснабжения перед иными целями водопользования, к которым относится в том числе сброс сточных вод в водные объекты. Безопасный отвод стоков от участка, находящегося рядом с водным объектом, - наиболее проблемная часть использования такого участка при наличии на нем дома. Варианты участков, на которых не предусматривается строительство дома, не рассматриваем как неинтересные с точки зрения важных индивидуальных потребностей. 

Предусматривается, что для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (ч.1 ст. 43 /1/). 

В соответствии с действующей редакцией Земельного кодекса (ЗК) РФ /5/, а именно – пунктом 14) части 5 статьи 27 (введен № 102-ФЗ от 19.06.2007, вступил в силу 03.07.2007г.) ограничены в обороте земельные участки, находящиеся в 1-м и 2-м поясах водоохраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Ограниченность в обороте означает, что участок не может быть предоставлен в частную собственность,за исключением случаев, указанных в федеральных законах.

Так, в соответствии с ч.2 ст. 43 /1/ в зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Чрезвычайно важно, что ограниченность в обороте участков, находящихся во 2-м поясе водоохраны, не является безусловной.

В этом вопросе органы муниципальной власти и суды часто неверно понимают закон, «не читают до конца», отказывая в предоставлении в частную собственность участков, находящихся во 2-м поясе водоохраны, а также в выдаче разрешений на строительство домов. Возможно, срабатывает шаблон по аналогии с лесными участками, которые тоже, по закону, «ограничены в обороте», а на практике в собственность не предоставляются.

Как сообщалось в СМИ, поправки об ограничении в обороте участков, находящихся в 1-м и 2-м поясе водоохраны, были приняты по инициативе депутатов-коммунистов «в обмен» на уступки по каким-то другим законопроектам. К сожалению, не внося ничего нового в содержательной части регулирования данной сферы земельных правоотношений (как до 03.07.2007, так и после – осуществляется в соответствии с обязательными санитарными правилами и нормами), принятие поправок привело к множеству случаев незаконного отказа в приватизации таких участков по формальному признаку - «ограниченности в обороте», в том числе при наличии правоустанавливающих документов, выданных до вступления данных поправок в силу. Например, известны случаи незаконного отказа в приватизации участков многодесятилетнего владения по основанию нахождения их во 2-м поясе водоохраны, расположенных по ул. Урицкого, земельного участка ОАО «Опытный экспериментальный завод Углемаш» (успешно оспорено в апелляционной инстанции) в г. Истра МО и тысячи аналогичных случаев по всей стране.

Если принимать во внимание в первую очередь учтенные в ГКН с границами и зарегистрированные участки, утешает следующее. Судебная практика последних лет по признанию, например, сделок недействительными с участками во 2-м поясе водоохраны показывает, что прокуроры подают иски не по поводу предоставления участков собственно во 2-м поясе (иногда в 1-м поясе) водоохраны ЗСО, а относительно их расположения в этих зонах, т.е. по основаниям нарушения санитарных норм и правил, /6/,/7/,/8/,/9/.(Примечание: множество аналогичных дел можно найти на сайтах соответствующих прокуратур, там они висят, как военные трофеи. В первую очередь прокуроры обращают внимания на крупные массивы и большие новообразованные участки по берегам водохранилищ и рек).

3.2. Границы 1-го и 2-го поясов ЗСОВ соответствии с /10/ зоны санитарной охраны (ЗСО) организуются на всех водопроводах, подающих воду из поверхностных и из подземных источников в составе трех поясов и санитарно-защитной полосы водовода: 

- 1-й пояс (строгого режима): территория расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала; назначение - защита водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения или повреждения; 

- 2-й и 3-й пояса (пояса ограничений): территория, предназначенная для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. 

В каждом из поясов ЗСО и в пределах санитарно - защитной полосы устанавливается специальный трежим и проводится комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды: - в пределах 1-го пояса зоны санитарной охраны - органами коммунального хозяйства или владельцами водозабора; - в пределах 2-го и 3-го поясов ЗСО - владельцами объектов, которые оказывают или могут оказать отрицательное воздействие на качество воды источников водоснабжения. 

Определимся с размерами поясов водоохраны поверхностных источников водоснабжения – наиболее «интересных» для владельцев земельных участков, не рассматривая площади акваторий, а касаясь только земной поверхности, на примере Истринского района Московской области.
Тогда, 1-й пояс ЗСО, по /11/, – полоса шириной 100 м по обоим берегам Истринского водохранилища от плотины до створа д. Ламишино (протяженность по берегу ок. 2 км). 
Боковые границы 2-го пояса устанавливаются не только по берегам основного водотока или водохранилища, входящих в гидротехническую системы, но и по берегам впадающих в них притоков первого порядка.
Боковые границы 2-го пояса ЗСО гидроузла проходят от уреза воды при нормальном подпорном уровне для водохранилищ и при летне-осенней межени для основных водотоков и притоков первого порядка на расстоянии:
а) при равнинном рельефе местности - не менее 500 м;
б) при холмистом рельефе местности - по вершинам первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения. 
Любопытно, что в общероссийских правилах /10/ пункт «б)» предыдущего предложения изложен несколько в иной редакции: «б) при гористом рельефе местности - до вершины первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения, но не менее 750 м при пологом склоне и не менее 1 000 м при крутом.» Получается, что только в Московской и смежных по водным бассейнам областях стоки в горку сами не текут? 
Итак, в Истринском районе МО, в 1-й пояс ЗСО поверхностных источников питьевого водоснабжения попадают земельные участки от плотины гидроузла до д. Ламишино, находящиеся на расстоянии до 100 м от уреза воды, а во 2-й пояс ЗСО – участки на всем протяжении рек - Истра, включая весь берег водохранилища вне 1-го пояса, а также рек: Малая Истра, Маглуша и Песочная - на удалении 500-750 м
от уреза воды.
(Примечание автора. Не будем сильно обольщаться насчет упомянутого «первого склона», поскольку из прошлого опыта известна применяемая для нашего района цифра для размера 2-го пояса ЗСО - 750 м.
Необходимо учитывать, что граница ЗСО должна быть непрерывной. И, не смотря на отдельные локальные вершины «первых склонов», которые могут быть на меньшем удалении от рек, входящих в гидротехническую систему московского водопровода, в целом определить границу ближе к воде, чем указанные 500-750 м, вряд ли получится. Впрочем, иногда суды принимают во внимание рельеф местности (обратный уклон), в том числе при меньших удалениях участка от уреза воды, чем указано выше).Попадает ли участок, находящийся в Москве, Московской, Тверской и Смоленской областях, в ЗСО водопровода г. Москвы, можно по /11/, для других регионов – обратившись к аналогичным документам или в Роспотребнадзор.

3.3. Ограничения деятельности в 1-м и 2-м поясах ЗСО

В границах 1-го пояса ЗСО гидроузлов не допускаются все виды строительства и хозяйственной деятельности, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению гидротехнических сооружений, в том числе прокладка трубопроводов различного назначения, объектов
постоянного хранения и переработки твердых промышленных отходов, размещение жилых и хозяйственно-бытовых зданий, рекреационных сооружений, проживание людей. 
Как правило, участков, расположенных в 1-м поясе водоохраны, нет в обороте. Отдельные случаи незаконного предоставления и/или использования таких участков обычно связаны с размещением баз отдыха на берегу водохранилищ.
 В соответствии с /11/ во 2-м поясе водоохраны Московского региона не допускается размещение земельных участков под дачное, садово-огородное, индивидуальное жилищное строительство, очистные сооружения канализации, автозаправочных станций (АЗС) легковых автомобилей на
расстоянии менее 100 метров (
по прежним санправилам 2002 г. /12/ -150 м) от уреза воды источника питьевого водоснабжения при нормальном подпорном уровне для водохранилищ и при летне-осенней межени для основных водотоков и притоков первого порядка.
При строительстве и реконструкции объектов отдыха и спорта, необходимо соблюдать требование, чтобы все строения, располагались на расстоянии не менее 100 метров от уреза воды. В зонах рекреации в полосе 100 м от уреза воды не допускается капитальная застройка; допускается установка малых архитектурных форм. 
Из других ограничений для 2-го пояса, сохранившихся практически в дословном виде со времен Сталина-Берии, по /11/, можно отметить запреты: 
- на купание,туризм, водный спорт и рыбную ловлю вне установленных мест (зон рекреации) и с превышением гигиенических требований к охране поверхностных вод, а также нагрузки на территорию пляжа более 1000 чел/га, на акваторию - более 500 чел/га, а также:
-на устройство полей ассенизации, полей фильтрации, земледельческих полей орошения, полей подземной фильтрации;
-применение пестицидов, органических и минеральных удобрений;
- рубку леса главного пользования и реконструкцию на территории шириной не менее 500 м от уреза воды. В этих пределах допускаются только рубки ухода и санитарные рубки леса.
Кроме того ограничивается плотность жилой застройки территорий, которая не должна превышать при пиковой сезонной нагрузке от 80 до 200 тысяч (по районам) человек на квадратный километр.
 
3.4.«Сами мы не местные, границ поясов водоохраны не знаем». – Тогда для Вас Постановление Совнаркома 1941 года
 
Бывает, что основным, а иногда и единственным аргументом защиты в суде ответчика, к которому предъявлен иск о признании сделки с участком в 1-м или 2-м поясе водоохраны  ничтожной, изъятии участка, наложении какого-то ограничения и т.п., является отсутствие плана границ ЗСО в графическом виде, что границы ЗСО не отражены в документах государственного кадастра, и поэтому пользователь участка «ни в чем не виноват». 
Как правило, владельцу участка рассчитывать на успех при таких доказательствах не следует. По крайней мере, для участков в ЗСО московского водопровода (4 субъекта Федерации).
В ретроспективе не истекшего срока исковой давности о применении последствий недействительности ничтожной сделки, а для сделок, в которых истец (например, прокурор) не является стороной сделки,– это 3 года с момента с начала ее исполнения (ч.1 ст. 181 ГК РФ), для Московского региона обязательно найдется актуальный нормативно-правовой акт, содержащий описание ЗСО. Так, Постановление Совнаркома от 23.05.1941 г. № 355 /13/  о защите московского (Рублевского) водопровода, действуют и имеют большую юридическую силу по отношению, например, к /12 / 2002 г. (см./8 /). О как!
В соответствии с п. 1.17. санитарных правил /10/ отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых санитарными правилами и нормами.
Поэтому заинтересованные лица (покупатели, собственники и пр.) должны самостоятельно определять, попадает ли участок в ЗСО источника питьевого водоснабжения и связанные с этим последствия.3.5.Сточные воды - сброс запрещен, кроме Московского региона (?)
 
Если законность предоставления участка в ЗСО источников питьевого водоснабжения успешно прошла «проверку», вопрос с разрешением на строительство дома решен, главные затруднения у владельца
участка связаны с тем, каким образом будет производиться канализация сточных вод предполагаемого к постройке дома.
Сточные воды
 в соответствии с. п. 19) ст. 1 ВК РФ /1/- это  дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования
или сток которых осуществляется с водосборной площади.
В силу пункта 1 части 3 статьи 44 Водного Кодекса РФ  "сброс сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, расположенные в границах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно бытового назначения, запрещается".
Исключение из данной нормы содержится лишь в статье 6.4  федерального закона от 03.06.2006 г. N 73-ФЗ, закрепляющей, что сброс сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, расположенные в границах 2-го и 3-го поясов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, хозяйственными и иными объектами, которые введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до введения в действие ВК РФ,
допускается с соблюдением санитарных правил и норм в соответствии с федеральным законом"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
До 2014 г. в нарушение приведенных норм  ВК РФ и № 73-ФЗ абзацем шестым пункта 4.1.2 санитарных правил /10/ допускался сброс промышленных, сельскохозяйственных, городских сточных вод, а также организованный сброс ливневых сточных вод, хозяйственными и иными объектами, которые введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано после введения в действие ВК РФ (1 января 2007 г.), в водные объекты, расположенные в пределах 2-го пояса зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, если содержание в этих водах загрязняющих веществ и микроорганизмов не превышает установленные санитарными правилами гигиенические нормативы.
По данному вопросу 25.09.2014 г.,/15/, в апелляционной коллегии Верховного суда РФ было удовлетворено заявление некого «К.П.», отменено решение Верховного суда РФ от 27 мая 2014 г. по упомянутому заявлению, признаны недействующими абзац шесть пункта 4.1.2 санитарных правил /14/ и пункт 3.3.3.4 санитарных правил /10/.
Однако для московского водопровода по-прежнему действует п. 4.4.8 /11/, которым сбор сточных вод в акватории 2-го пояса водоохраны источников питьевого водоснабжения допускается, при условии доведения качества стоков до уровня требований к качеству воды водных объектов первой категории водопользования в соответствии с гигиеническими нормативами (требования к очистке стоков - см. /16/).
В соответствии с п. 4.4.9 /11/ при водоснабжении объекта индивидуального жилищного и дачного строительства из шахтного колодца или водоразборных колонок без домовой распределительной сети допускается устройство герметичных выгребов при условии обеспечения регулярного вывоза отходов спецавтотранспортом на сливные станции.
Представляется,что принимая /15/, апелляционная коллегия ВС РФ преподнесла урок, скорее, Законодателю, чем водопользователям: закон, а тем более – Кодекс, должен быть исполнен так, как он написан, и наоборот, в том числе с учетом уровня развития техники и технологий.
Источники:

1).Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ, введен в действие 1 января 2007 г.

2).Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.5.980-00: «Гигиенические требования к охране поверхностных вод». Утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 22 июня 2000 г. Дата введения: 1 января 2001 г.

3). http://www.topas-septiki.ru/faq#11

4) Постановление правительства Российской Федерации от 6 октября 2008 г. N 743 «Об утверждении правил установления рыбоохранных зон».

(Примечание автора: Полный список источников не приводится).

 Автор: Геннадий Савинов, Заместитель генерального директора по развитию Агентства недвижимости «Истра-Город», 28.03.2017


Цена снижена

новости новости